Полуавтоматические стиральные машины активаторного типа

полуавтоматическая стиральная машина

Двухбаковые машины активаторного типа состоят из корпуса, рамы, двух баков. В стиральном баке смонтирован активатор, кинематически связанный с электродвигателем клиноременной передачей. Бак закрывается крышкой. В баке имеется деление, указывающее уровень жидкости в баке активатора. Привод центрифуги, установленной в другом баке, осуществляется либо от отдельного электродвигателя, либо от электродвигателя привода активатора через другую ременную передачу. Электродвигатель центрифуги обычно используют для привода центробежного насоса.

Для подачи жидкости предназначены резиновые шланги, которые присоединены к патрубкам агрегатов гидравлической системы машины. Для переключения потоков жидкости имеются двухходовые краны или перепускные клапаны.

Пуско регулирующая и защитная электроаппаратура стиральных машин активаторного типа включает в себя реле времени с часовым механизмом и контактами, реверсирующие реле, тепловые реле, микровыключатели и выключатели. Некоторые модели машин имеют встроенные электрические подогреватели воды с аппаратурой их включения и поддержания заданной температуры моющего раствора.

Для привода активатора и центрифуги применяют однофазные асинхронные электродвигатели. В таком электродвигателе вращающееся магнитное поле создают две обмотки: рабочая и вспомогательная (пусковая), размещенные на статоре и смещенные относительно друг друга на 90 электрических градусов. Последовательно с вспомогательной обмоткой присоединен конденсатор большой емкости, который обеспечивает сдвиг по фазе переменных токов, протекающих в рабочей и пусковых обмотках. При пересечении вращающимся магнитным полем проводников короткозамкнутого ротора в них индуцируются токи, в результате взаимодействия которых с полем статора возникает вращающий момент, заставляющий ротор вращаться с частотой, несколько меньшей частоты вращения магнитного поля статора. Частота вращения ротора определяется числом пар полюсов: при одной паре полюсов частота вращения ротора близка к 3000 об/мин, а при двух парах полюсов — 1500 об/мин. Электродвигатели с одной парой полюсов применяются для привода центрифуги, а с двумя парами полюсов — активатора.

Вывод от общей точки обмоток маркируют черным цветом, вывод рабочей обмотки — красным, вывод вспомогательной (пусковой) — белым. Если конец вспомогательной обмотки, присоединенный к общей точке, сделать началом, а начало присоединить к общей точке, то направление вращения ротора изменится на противоположное, что используется для привода активатора двухстороннего вращения в машинах с режимом бережной стирки.

Асинхронный электродвигатель состоит из статора, прикрепленных к нему стяжными болтами щитов, ротора, смонтированного в шарикоподшипниках, установленных в щитах. Обмотки статора размещены в пазах сердечника, набранного из листов электротехнической стали. Короткозамкнутая обмотка ротора размещена в пазах сердечника, набранного из листов электротехнической стали и напрессованного на вал.

Конденсаторы, включаемые последовательно в цепи пусковых обмоток, сгруппированы в блоки, которые размещены отдельно от электродвигателей.

Для включения электродвигателя, отработки заданного времени и автоматического отключения машины применяется реле времени с часовым механизмом и двумя парами контактов, замыкающих цепи рабочей и пусковой обмоток асинхронного электродвигателя. При повороте ручки реле на заданное время стирки заводится заводная пружина часового механизма, при этом кулачок, закрепленный на валу рукоятки, замыкает цепи, прижимая подвижные пружинные контакты к неподвижным. Заводная пружина сообщает движение центральному, промежуточному, анкерному колесам и балансовому механизму. Поворот центрального колеса реле происходит до тех пор, пока имеющийся на нем упор, передвигающийся в прорези нижней пластины, не возвратится в исходное положение, при этом кулачок освобождает подвижные контакты и цепи питания электродвигателя размыкаются.

Для включения электродвигателя, отработки заданного времени стирки, периодического останова и реверсирования ротора, а также автоматического отключения электропривода активатора по окончании режима стирки применяется реверсирующее реле. Это реле имеет часовой механизм и две группы контактов. При повороте ручки реле на заданное время стирки заводится заводная пружина часового механизма, при этом замыкаются контакты рабочей и пусковой обмоток электродвигателя. При вращении центрального колеса кулачки задающего устройства вначале размыкают цепь рабочей обмотки, затем переключают контакты пусковой обмотки, после чего вновь замыкают цепь рабочей обмотки и электродвигатель вращается в другую сторону. Циклы чередуются, пока центральное колесо не возвратится в исходное положение, и электродвигатель активатора окончательно отключается от сети.

Для защиты электродвигателя от перегрева, вызванного перегрузкой активатора, в цепь рабочей обмотки последовательно с ней включают тепловое реле. Тепловое реле содержит биметаллический элемент и перекидную пружину, мгновенно замыкающую контакты. Биметаллический элемент состоит из двух жестко соединенных пластин, которые изготовлены из металлов, обладающих разными коэффициентами линейного расширения. При нагревании, связанном с протеканием недопустимо большого тока, пластины удлиняются на разную величину, поэтому биметаллический элемент изогнется в сторону пластины, материал которой обладает меньшим коэффициентом линейного расширения. Когда биметаллический элемент остынет, он деформируется в исходное Положение и замкнет цепь рабочей обмотки электродвигателя. Само возврат контактов теплового реле происходит примерно через 7… 10 мин. Тепловое реле работоспособно только в рабочем положении, когда его ось вертикальна, а контакты находятся сверху.

В некоторых стиральных машинах электропривод центрифуги также защищают от перегрузок, вводя в цепь его рабочей обмотки тепловое реле.

Для^ обеспечения безопасности труда при отжиме белья в цепь рабочей обмотки электродвигателя центрифуги последовательно с ней включают микровыключатель блокировки, отключающий электродвигатель при открывании крышки бака центрифуги. В комфортных машинах в центрифугу встраивают тормоз, быстро останавливающий ее после выключения электродвигателя.

Стиральные порошки, мыло вводят в воду в количестве, указанном на упаковке порошка или в руководстве по эксплуатации стиральной машины. Там же приведены рекомендуемые значения температуры моющих растворов.

Белье загружают, когда после включения активатора устанавливается движение жидкости в стиральном баке, опуская поочередно каждую вещь в расправленном виде. Крупные вещи (пододеяльники, покрывала) независимо от их массы стирают поштучно. Сильно загрязненные вещи стирают после замачивания в растворе стирального порошка в течение пяти-семи часов. Их стирают два или три раза, отжимают в центрифуге после каждой стирки.

В центрифугу вещи перекладывают, пользуясь щипцами, давая стечь излишкам жидкости в стиральный бак. Вещи должны быть уложены в центрифугу плотно и равномерно. Для предупреждения выпадания вещей из центрифуги и попадания их в шланги гидросистемы или в насос, обязательно укладывайте на белье заслонку, заправляя ее под отбортовку горловины центрифуги. При загрузке мелкие вещи укладывайте на дно центрифуги. Ручку управления двухходовым краном следует переключать при остановившейся центрифуге. Выключать центрифугу открыванием крышки запрещается, так как это приведет к преждевременному выходу из строя системы блокировки.

Если в процессе стирки машина вдруг отключится из-за значительной перегрузки активатора, не торопитесь приступить к ремонту стиральной машины. Извлеките из стирального бака часть белья, подождите десять минут и вновь включите машину. Во время перерыва замкнутся контакты остывшего теплового реле и, если других дефектов нет, машина будет работать нормально.

Стиральная машина должна содержаться в чистоте. Для предупреждения засорения гидросистемы по окончании каждой стирки собирайте волокна, загрязнения со дна стирального бака и промывайте гидросистему обратным потоком воды, заполняя ее через сливной шланг. После этого насухо вытрите внутренние поверхности стирального бака, центрифуги. Следует также насухо вытереть наружные поверхности машины. Ее нужно оберегать от ударов, нельзя ставить на крышку тяжелые вещи.

Нельзя включать в сеть стиральную машину, у которой повреждена изоляция соединительного шнура, возникло, искрение в вилке. В случае переполнения бака или при выявлении утечки жидкости следует прекратить эксплуатацию машины и просушить ее в течение суток. Также прекращают эксплуатацию машины при появлении запаха гари, признаках искрения, ощущении электрического тока при касании корпуса или других металлических деталей. Нельзя надолго оставлять без присмотра машину, присоединенную к сети, а также поручать машинную стирку детям. Если в доме нет горячего водоснабжения, то в стиральный бак заливают воду, подогретую на плите; при этом нельзя заливать кипяток или воду, подогретую до температуры, превышающей 80 °С.

Категорически запрещается нагревать воду непосредственно в баке машины электрическим кипятильником.

Все пластмассовые ручки должны находиться на своих местах и должны быть надежно закреплены. Машинную стирку выполняйте в резиновой обуви, следует избегать одновременного касания корпуса машины или других ее металлических частей и водопроводных труб, ванны, соединенных с землей. Запрещается устанавливать стиральную машину для работе на земле или земляном полу, в металлическом гараже. Не пытайтесь достать белье из центрифуги до полной ее остановки.

При использовании стиральных порошков необходимо соблюдать правила безопасности труда. При растворении порошков следует избегать их распыления. Для индивидуальной защиты, особенно людям, склонным к аллергии, можно рекомендовать пользоваться противопылевыми респираторами, резиновыми перчатками, которые можно приобрести в аптеке. Концентрация моющего раствора и его температура не должны быть выше указанных на упаковке порошка.

Детское белье следует стирать в мыльной воде с использованием мыла типа»Детское», которое перед стиркой натирают на терке с крупными отверстиями.

Стиральная машина стала Вашим верным помощником, но вдруг она испортилась. С чего начинать диагностику и ремонт?

Определение неисправности начинают с анализа информации, источником которой служат наблюдения за работой стиральной машины. Любое нарушение нормальной работы машины не должно пройти мимо Вашего внимания, так как это сигнал, который поступает именно от тех элементов конструкции, где имеют место отклонения от норм. Другим источником диагностической информации является внешний осмотр, при котором можно выявить течи по следам подтекания моющего раствора; поломки и повреждения деталей; ослабление соединений; изношенность, растрескивание и разрушение прокладок, манжет сальников, излом электропроводов и повреждение их изоляции; коррозия и другие дефекты. Следующим источником информации являются простейшие измерения, как, например, проверка проводимости электрических цепей пробником или омметром, измерение напряжения и силы тока комбинированным прибором (амперволь-томметром).

При анализе неисправностей стиральной машины следует исходить из того,, что все они по своему характеру могут быть отнесены к трем группам:

  • неисправности гидравлической системы;
  • неисправности соединений элементов электрической схемы и самих этих элементов (электродвигателей, электрических аппаратов и др.);
  • механические повреждения.

Неисправности гидросистемы проявляются в нарушении циркуляции жидкости между баками, прекращении слива жидкости из одного или обоих баков, а также в утечке жидкости из баков, насоса, шлангов и мест их присоединения.

Неисправности соединений элементов электрической схемы и самих элементов выражаются в отказе всех агрегатов стиральной машины, в отказе или нестабильной работе активатора, центрифуги и насоса, в самопроизвольном отключении этих агрегатов, в не срабатывании блокировки крышки центрифуги, в коротком замыкании, а также в попадании электрического напряжения на корпус и другие металлические части машины.

Механические повреждения проявляются в ослаблении затяжки резьбовых соединений, расшатывании и перемещении деталей в местах неразъемных соединений, возникновении трещин, поломке деталей. Такие повреждения приводят к остановке активатора из-за проворачивания шкивов, заклиниванию активатора или центрифуги, задеванию вращающихся частей этих агрегатов за неподвижные части, сопровождающемуся нехарактерным шумом. К механическим повреждениям относят дефекты старения, неизбежные при эксплуатации любой машины. Их появление связано с процессами естественного изнашивания трущихся поверхностей, электрических контактов, с необратимыми, изменениями, происходящими в электроизоляционных материалах, пластмассе, резине, с коррозией и усталостью металлов. Механические повреждения легко обнаруживаются при внешнем осмотре.

Неисправность гидросистемы наиболее часто возникает из-за ее засорения, из-за отказа центробежного насоса, связанного с ослаблением крепления крыльчатки, из-за нарушения герметичности шлангов и мест присоединения их к патрубкам агрегатов, а также из-за нарушения герметичности самих агрегатов вследствие повреждения прокладок и манжет. Для определения неисправности следует внимательно осмотреть агрегаты, трубопроводы и проверить проводимость всех участков гидросистемы и центробежного насоса. Осмотру подвергают обесточенную машину, установленную вверх колесами или со снятыми легко съемными стенками, крышками. Предварительно нужно слить остатки жидкости из гидросистемы в таз или другую посуду емкостью более 5 л.

Для определения неисправности в электрической схеме электрические цепи машины мысленно разделяют на участки (секции), ограниченные местами соединений. Предварительно нужно изучить электросхему Вашей стиральной машины, которая приведена в руководстве по ее эксплуатации. Все работы по диагностике проводят на обесточенной машине. С машины снимают крышки и верхнюю плиту, а также легкосъемные боковые стенки. Во время осмотра (анализа) машину приходится кантовать, поворачивая вверх колесами или устанавливая на боковую стенку. Однако для включения машины при ее опробовании нужно обязательно установить машину в рабочее положение, поскольку ее электрические аппараты рассчитаны на нормальную работу только в таком положении.

Прежде всего проверяют цепь отказавшего агрегата. Выявив неисправность в этой цепи, следует осмотреть и другие цепи с профилактической целью.

Внешним осмотром и с помощью пробника или омметра проверяют поочередно все секции и элементы электрических цепей, начиная со штырей вилки соединительного шнура. Особое внимание уделяют местам присоединения монтажных проводов и выводов, проверяя затяжку резьбовых деталей, состояние контактирующих поверхностей и прочность токоведущих жил проводов. Повышенная влажность и сильная вибрация способствуют ослаблению крепления проводов, коррозии контактирующих поверхностей и излому токоведущих жил у мест крепления и паек.

Когда неисправности будут определены, намечают схему и последовательность разборки, необходимой для открытия доступа к неисправному агрегату или электрическому аппарату и демонтажу его, если это необходимо; при этом объем разборки должен быть минимальным. Стиральная машина является сложнейшей бытовой электрифицированной машиной, состоящей из ряда самостоятельных агрегатов и устройств. Поэтому перед разборкой необходимо по возможности точно определить местонахождение дефекта, его причины и характер, что существенно упростит ремонт. Обычно для ремонта машины? достаточно демонтировать агрегат, пришедший в неисправное состояние, заменить или исправить его, а некоторые дефекты можно устранить и не снимая агрегата.

При ремонте следует придерживаться определенных правил. Перед разборкой целесообразно зарисовать на эскизе расположение агрегатов и других конструктивных элементов машины, чтобы при сборке сохранить их правильное расположение. С этой же целью на сборочные элементы, детали разбираемого устройства нужно нанести монтажные метки в виде рисок, черточек краской или карандашом, которые фиксируют взаимное расположение этих элементов. На отсоединяемые монтажные провода необходимо нанести маркировку (краской, авторучкой). Не будет излишним кратко записать последовательность разборки, сущность выполненных Вами ремонтно-восстановительных работ по устранению дефекта и подклеить к руководству по эксплуатации машины. Эти записи пригодятся Вам в будущем, если снова возникнет отказ.

Если какой-либо агрегат разобран, то все детали, составляющие его, нужно очистить от загрязнений и удалить продукты коррозии с поверхностей, пораженных ею. Очистку металлических деталей выполняют, протирая детали салфеткой, смоченной в бензине. Можно использовать для очистки водные растворы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *